Влияние первого налогового периода, который длиннее или короче 12 месяцев, на пороговые значения, установленные Законом о корпоративном налоге
Если первый налоговый период длиннее или короче 12 месяцев, то пропорциональный перерасчет различных пороговых значений, установленных Законом о корпоративном налоге, не производится.
Это связано с тем, что данные пороговые значения устанавливаются для каждого «налогового периода» в отдельности.
Пороговые значения остаются такими же, как указано в соответствующих положениях Закона о корпоративном налоге и решений по его применению, независимо от того, является ли первый налоговый период длиннее или короче 12 месяцев.
В качестве примера, когда первый налоговый период налогоплательщика составляет больше или меньше 12 месяцев, пропорциональный перерасчет не должен производиться в отношении следующих пороговых значений:
● налогооблагаемый доход в размере 375 000 дирхамов ОАЭ, который облагается корпоративным налогом по ставке 0% в каждом налоговом периоде для налогоплательщика, не являющимся квалифицированным участником свободной экономической зоны13
● право на льготу для малого бизнеса, требующее, чтобы выручка налогоплательщика за соответствующий налоговый период и предыдущие налоговые периоды не превышала 3 миллиона дирхамов ОАЭ за каждый налоговый период14
● требование о ведении и предоставлении аудированной финансовой отчетности за налоговый период, если выручка за этот налоговый период превышает 50 миллионов дирхамов ОАЭ15
● требование о подготовке основного и локального файлов документации за налоговый период, если налогоплательщик является участником группы транснациональных корпораций, консолидированная выручка которой за этот налоговый период составляет 3,15 миллиардов дирхамов ОАЭ и более, или если выручка налогоплательщика за этот налоговый период превышает 200 миллионов дирхамов ОАЭ16
● право на подготовку финансовой отчетности за налоговый период с использованием кассового метода учета, который требует, чтобы выручка налогоплательщика за этот налоговый период не превышала 3 миллионов дирхамов ОАЭ17
● право на подготовку финансовой отчетности за налоговый период с использованием Международных стандартов финансовой отчетности для малых и средних предприятий (МСФО для МСП), которые требуют, чтобы выручка налогоплательщика за этот налоговый период не превышала 50 миллионов дирхамов ОАЭ18
● требование de minimis для получения статуса квалифицированного участника свободной экономической зоны, согласно которому выручка, не соответствующая требованиям, за налоговый период не должна превышать 5% от общей выручки квалифицированного участника свободной экономической зоны за этот налоговый период или 5 миллионов дирхамов ОАЭ — в зависимости от того, какая сумма меньше19
Исключение из общих принципов, описанных в приведенных выше примерах, касается неприменимости общего правила ограничения процентного вычета.
Обычно процентные ограничения отсутствуют, если чистые процентные расходы за налоговый период не превышают 12 миллионов дирхамов ОАЭ.20
Однако пропорциональная корректировка этого порога предусмотрена Статьей 8(3) Министерского решения № 126 от 2023 года, которая гласит, что если соответствующий налоговый период составляет больше или меньше 12 месяцев, минимальный порог для применения общего правила ограничения процентного вычета (т.е. 12 миллионов дирхамов ОАЭ) должен быть скорректирован пропорционально продолжительности налогового периода.
Сроки подачи заявления на снятие с налогового учета в случае прекращения деятельности до или во время первого налогового периода
Для целей корпоративного налога налогоплательщик обязан сняться с учета в случае прекращения деятельности или деловой активности — неважно, путем роспуска, ликвидации или по иной причине.11
Примечательно, что истечение срока действия лицензии или отсутствие действующей лицензии само по себе не является прекращением деятельности или деловой активности.
Прекращение деятельности или деловой активности налогоплательщика в течение первого налогового периода не влияет на его обязанность встать на учет для уплаты корпоративного налога, т. е. налогоплательщик по-прежнему обязан зарегистрироваться для уплаты корпоративного налога, даже если прекращение деятельности или деловой активности произошло после начала первого налогового периода.
Пример 9
● Организация была зарегистрирована в 2020 году с финансовым годом с 1 сентября по 31 августа. Для целей корпоративного налога ее первый налоговый период продлится с 1 сентября 2023 года по 31 августа 2024 года. Однако если деятельность была прекращена, и организация прекратила свое существование 25 июля 2023 года, то есть до начала первого налогового периода, то регистрироваться для уплаты корпоративного налога не требуется.
● И наоборот, если организация была снята с учета после начала первого налогового периода, например, в мае 2024 года, то эта организация должна будет встать на учет для уплаты корпоративного налога, чтобы выполнить свои обязательства по уплате корпоративного налога за первый налоговый период до прекращения деятельности. Этот принцип применяется независимо от срока регистрации, установленного в Решении Федеральной налоговой службы (FTA) № 3 от 2024 года.
Если налогоплательщик прекращает свою деятельность в течение первого налогового периода, его первый налоговый период заканчивается в день прекращения деятельности.
Такое юридическое лицо должно сняться с учета в сроки, установленные в Статье 2 Решения Федеральной налоговой службы (FTA) № 6 от 2023 года, т.е. в течение 3 месяцев от даты прекращения деятельности.12
Налогоплательщик обязан зарегистрироваться до подачи заявления о снятии с налогового учета.
Таким образом, налогоплательщик должен пройти своевременную регистрацию, чтобы иметь достаточно времени для соблюдения крайнего срока снятия с учета, составляющего 3 месяца от даты прекращения деятельности. Несоблюдение этого требования может привести к административным штрафам.
Пример 10
● Организация была зарегистрирована в октябре 2015 года с финансовым годом, соответствующим григорианскому календарному году. Лицензия на ведение деятельности была выдана в октябре 2015 года. Первый налоговый период будет длиться с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года. Однако организация прекращает свою деятельность 2 июля 2024 года.
Следовательно, ее первый налоговый период будет длиться с января 2024 года по 2 июля 2024 года. Соответственно, у организации есть время до 2 октября 2024 года, чтобы подать заявление о снятии с налогового учета, то есть в течение 3 месяцев со дня прекращения деятельности.
● В соответствии со Статьей 3(1) Решения Федеральной налоговой службы (FTA) № 3 от 2024 года крайним сроком для регистрации организации будет 30 ноября 2024 года.
Однако, поскольку крайним сроком снятия с учета определено 2 октября 2024 года, организация должна подать заявление о постановке на налоговый учет заблаговременно, чтобы успеть подать заявление о снятии с налогового учета до 2 октября 2024 года.
Настоящее Публичное разъяснение излагает позицию Федеральной налоговой службы (FTA) и не изменяет, и не стремится изменить какие-либо положения упомянутого выше законодательства. Таким образом, оно вступает в силу с даты вступления в силу соответствующего законодательства, если не указано иное.
Примечания
1.Статья 69 Закона о корпоративном налоге гласит, что Закон о корпоративном налоге применяется к налоговым периодам, начинающимся 1 июня 2023 года или позже.
2.Статья 57(1) Закона о корпоративном налоге гласит, что налоговый период налогоплательщика — это финансовый год или его часть, за которую необходимо подать налоговую декларацию.
3.Статья 57(2) Закона о корпоративном налоге гласит, что финансовый год налогоплательщика — это григорианский календарный год или 12-месячный период, по которому необходимо предоставить финансовую отчетность.
4.Статья 14(1) Закона о корпоративном налогообложении гласит, что нерезидент имеет постоянное представительство в ОАЭ в любом из следующих случаев:
a.Если у нерезидента есть постоянное или зафиксированное за ним место на территории ОАЭ, на котором он ведет деятельность или какую-либо ее часть.
b.Если юридическое лицо имеет и обычно осуществляет право вести деятельность или деловую активность в ОАЭ от имени нерезидента.
c.Если юридическое лицо имеет любую другую форму взаимодействия с ОАЭ, указанную в решении, принятом Кабинетом министров по предложению Министра.
5.Статья 11(3)(b) Закона о корпоративном налогообложении гласит, что резидентом считается юридическое лицо, которое является зарегистрированной или иным образом учрежденной либо признанной в соответствии с действующим законодательством иностранной юрисдикции организацией, и фактически управляется и контролируется на территории ОАЭ.
6.Статья 3 Закона о коммерческих организациях гласит, что положения Закона о коммерческих организациях, а также постановления и решения, принятые для их выполнения, применяются к коммерческим организациям, созданным в ОАЭ; кроме того, положения, касающиеся иностранных организаций, изложенные в Законе о коммерческих организациях, а также решения и постановления, принятые для их выполнения, применяются к иностранным организациям, учреждающим для осуществления любой деятельности головной офис, или филиал, или представительство в ОАЭ.
7.В статье 4 Закона о коммерческих организациях перечислены организации, на которые не распространяются положения Закона о коммерческих организациях. К ним относятся следующие:
a.Организации, освобожденные от ответственности по решению Кабинета министров, если в Учредительном договоре или Уставе предусмотрено специальное положение на этот счет в соответствии с правилами контроля, принятыми Советом министров.
b.Организации, полностью принадлежащие федеральным или местным органам власти, или любым из их учреждений, ведомств, агентств или дочерних организаций, а также любые другие организации, полностью принадлежащие этим организациям или их дочерним организациям, если это предусмотрено специальным положением в учредительном договоре или уставе.
c.Организации, в которых федеральное или местное правительство, или одно из учреждений, ведомств, агентств, дочерних организаций, или любые организации, в которых кому-либо из них прямо или косвенно принадлежит не менее 25% капитала и которые работают в сфере разведки, добычи, переработки, производства, сбыта и транспортировки нефти, или работают в энергетическом секторе всех видов, или в сфере производства электроэнергии и газа, или опреснения, передачи и распределения воды, если специальное положение об этом предусмотрено в учредительном договоре или уставе.
d.Организации, на которые не распространяются положения Федерального закона № (2) от 2015 года «О коммерческих организациях» и поправок к нему до даты вступления в силу положений Закона о коммерческих организациях, если это специально оговорено в учредительном договоре или уставе такой организации.
e.Организации, освобожденные от действия положений Закона о коммерческих организациях в силу специальных федеральных законов.
f.Специализированные организации по целевым слияниям и поглощениям без каких-либо других функций, если в решении, принятом компетентным органом, регулирующим данный вид деятельности., содержится специальное положение на этот счет.
g.Транспортные средства специального назначения, если это предусмотрено специальным положением в решении, принятом компетентным органом, регулирующим данный вид деятельности.
8.Статья 5 Закона о коммерческих организациях гласит, что положения Закона о коммерческих организациях не применяются к организациям, зарегистрированным в свободных экономических зонах ОАЭ, если специальное положение на этот счет предусмотрено в законах или нормативных актах соответствующей свободной экономической зоны. Несмотря на сказанное выше, на эти организации распространяются положения Закона о коммерческих организациях, если такие законы или нормативные акты позволяют им осуществлять свою деятельность за пределами свободной экономической зоны в ОАЭ.
9.Статья 28(1) Закона о коммерческих организациях гласит, что первый финансовый год организации не должен превышать 18 месяцев или быть менее 6 месяцев, начиная с даты внесения организации в коммерческий реестр компетентным органом, обладающим полномочиями в отношении деятельности организаций в соответствующем эмирате.
10.Статья 58 Закона о корпоративном налоге позволяет налогоплательщику подать заявление в Федеральную налоговую службу (FTA) об изменении даты начала и окончания своего налогового периода или об использовании другого налогового периода при соблюдении условий, предусмотренных в Решении Федеральной налоговой службы (FTA) № 5 от 2023 года. Решение Федеральной налоговой службы (FTA) № 5 от 2023 года гласит, что заявление может быть подано в Федеральную налоговую службу (FTA) для изменения даты начала и окончания налогового периода или использования другого налогового периода при соблюдении следующих условий:
a.Изменение налогового периода происходит по одной из следующих причин:
i.Ликвидация налогоплательщика; или
ii.Согласование финансового года налогоплательщика (то есть резидента) с финансовым годом другого резидента с целью формирования налоговой группы или присоединения к существующей налоговой группе; или
iii.Согласование финансового года налогоплательщика с финансовым годом его отечественного или зарубежного головного офиса, дочерней, материнской или конечной материнской компании с целью предоставления финансовой отчетности или получения налоговых льгот, предусмотренных Законом о корпоративном налоге или законодательством иностранной юрисдикции; или
iv.Другая веская коммерческая, экономическая или юридическая причина.
b.Налогоплательщик еще не подал налоговую декларацию за налоговый период, который он хочет изменить;
c.Налоговый период не расширяется на срок более 18 месяцев и не сокращается на срок менее 6 месяцев;
d.Если налогоплательщик подал заявление о сокращении налогового периода, это заявление не относится к предыдущему или текущему налоговому периоду;
e.Заявление подано до истечения 6 месяцев с момента окончания первого налогового периода.
11.Статья 52(1) Закона о корпоративном налоге гласит, что юридическое лицо с налоговым регистрационным номером должно подать заявление о снятии с налогового учета в соответствующее управление в случае прекращения деятельности или деловой активности — неважно, путем роспуска, ликвидации или по иной причине — в той форме, в таком порядке и в такие сроки, которые установлены Федеральной налоговой службой (FTA).
12.Статья 2(2) Решения Федеральной налоговой службы (FTA) № 6 от 2023 года гласит, что для выполнения целей Статьи 52(1) Закона о корпоративном налоге, упомянутого выше, юридическое лицо должно подать заявление о снятии с налогового учета в течение 3 месяцев с даты прекращения существования юридического лица, прекращения деятельности, роспуска, ликвидации или наступления иного события, повлекшего прекращение деятельности.
13.Статья 3(1)(a) Закона о корпоративном налоге в сочетании с Решением кабинета министров № 116 от 2023 года гласит, что корпоративный налог взимается по ставке 0% с части налогооблагаемого дохода, не превышающей 375 000 дирхамов ОАЭ.
14.Статья 21(1) Закона о корпоративном налоге в сочетании со Статьей 2(1) Министерского решения № 73 от 2023 года гласит, что налогоплательщик, являющийся резидентом, может получить льготу для малого бизнеса, если его выручка за соответствующий налоговый период и предыдущие налоговые периоды не превышает 3 миллионов дирхамов ОАЭ за каждый налоговый период.
15.Статья 54(2) Закона о корпоративном налоге в сочетании со Статьей 2(1) Министерского решения № 82 от 2023 года гласит, что налогоплательщик, получающий более 50 миллионов дирхамов ОАЭ в течение соответствующего налогового периода, должен вести и предоставлять аудированную финансовую отчетность.
16.Статья 55(2) Закона о корпоративном налоге в сочетании со Статьей 2(1) Министерского решения № 97 от 2023 года гласит, что налогоплательщик, отвечающий одному из следующих условий, должен подготовить как основной, так и локальный файлы документации за соответствующий налоговый период:
a.Если налогоплательщик в любое время в течение соответствующего налогового периода является, как определено в Постановлении Кабинета министров № 44 от 2020 года, участником группы транснациональных корпораций, консолидированная выручка которой за этот налоговый период составляет 3,15 миллиардов дирхамов ОАЭ и более
b.Если выручка налогоплательщика за этот налоговый период превышает 200 миллионов дирхамов ОАЭ.
17.Статья 20(5)(a) Закона о корпоративном налоге в сочетании со Статьей 2(1) Министерского решения № 114 от 2023 года гласит, что юридическое лицо имеет право на подготовку финансовой отчетности за налоговый период с использованием кассового метода учета, если его выручка за этот налоговый период не превышает 3 миллионов дирхамов ОАЭ.
18.Статья 20(1) Закона о корпоративном налоге в сочетании со Статьей 4 Министерского решения № 114 от 2023 года гласит, что налогоплательщик, получающий выручку, не превышающую 50 миллионов дирхамов ОАЭ, может при подготовке финансовой отчетности за налоговый период применять Международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий (МСФО для МСП).
19.Статья 18 Закона о корпоративном налоге в сочетании со Статьей 4 Постановления кабинета министров № 100 от 2023 года и Статьей 3 Министерского постановления № 265 от 2023 года гласит, что требования de minimis считаются выполненными, если неквалифицируемый доход, полученный квалифицированным участником свободной экономической зоны за налоговый период, не превышает 5% от общей выручки квалифицированного участника свободной экономической зоны за этот налоговый период или 5 миллионов дирхамов ОАЭ — в зависимости от того, какая сумма меньше.
20.Статья 30 Закона о корпоративном налоге в сочетании со Статьей 8(1) Министерского решения № 126 от 2023 года гласит, что общее правило ограничения процентного вычета в отношении вычитаемых чистых процентных расходов, предусмотренное Статьей 30(1) Закона о корпоративном налоге, не применяется, если чистые процентные расходы за соответствующий налоговый период не превышают 12 миллионов дирхамов ОАЭ.